Августовская конференция
«Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе регионального песенного фольклора»
Цель мастер-класса: повысить уровень профессиональной компетенции музыкальных руководителей по вопросам освоения и последующего применения фольклорного материала в практической деятельности.
Задачи:
1.Систематизировать знания музыкальных руководителей по вопросу использования фольклорных форм в музыкальной деятельности дошкольников.
2. Расширить представления о взаимодействиях педагога с детьми в процессе работы с фольклорным материалом.
Форма проведения: практические занятия , мастер- класс.
Практическая значимость мастер-класса: освоение музыкальными руководителями ДОУ приемов организации музыкально-фольклорной деятельности детей.
Участники мастер-класса: музыкальные руководители ДОУ.
1. Теоретическая часть. Актуальность проблемы.
Муз.рук.: Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. Современное общество осознаёт её как преемственность поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей и было продиктовано заботой о детях. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств. В наше время необходимо приобщать к народному искусству, к традициям русского народа. Очень важно дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые еще живы в людях старшего поколения.
Творческая природа фольклора велика.Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому, я думаю, обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.
ПРАКТИЧЕСКАЯ часть
1. Развитие чувства ритма
Сейчас мы с вами, уважаемые коллеги, будем развивать чувство ритма. Нам поможет в этом русская народная музыка, которая имеет квадратное строение ( законченную структуру 8 тактов), и под такую музыку удобно выполнять ритмические упражнения.
Сейчас я предлагаю исполнить ритмическую цепочку. Мы будем поочередно выполнять ритмические движения, не разрывая цепочку.
Начнем с простейшего: 1- ый — два хлопка
2- ой — два притопа
( Звучит русс.нар. » Коробейники»).
Теперь усложняем задание, исполняем цепочку из четырех звеньев под ту же мелодию :
1. Два хлопка по коленям
2. Два притопа
3. Два хлопка по плечам
4. Два скользящих хлопка в ладоши.
Как выдумаете, какие навыки развиваются у детей при выполнении таких упражнений ( внимание, память, чувство ритма).
А сейчас мы поговорим об использовании малых фольклорных форм. Простота и доступность малых фольклорных жанров, дает большой простор для коррекционной работы с дошкольниками.
Дети легко запоминают простые и веселые тексты потешек, поговорок, считалок, и с удовольствием выполняют упражнения под эти слова.
Мы с вами легких путей, конечно же, не ищем, поэтому наша игра будет не простой, а контактной. Называется она » У бабушки Даши».
Играем — парами. ( рус.нар.» Печка»)
У бабушки — хлопаем в ладоши
Даши — друг друга в ладоши
Пятеро внучат — играем в ладушки
Все каши просят- разводят руки
Все криком кричат- обхватывают голову руками
Аленка — — хлопают в ладоши
В пеленке — друг друга в ладоши ,
Аринка в перинке — играем ладушки
Данилка — хлопают в ладоши
на печке- хлопают друг друга
Ваня на крылечке — ладушки
Даст ли им каши — прячем руки за спину
Бабушка Даша — с закрытыми глазами хлопают друг друга по ладошкам.
Даст ли им каши — прячем руки за спину
Бабушка Даша — с закрытыми глазами хлопают друг друга по ладошкам.
— Отлично. Как вы думаете, с какими трудностями дети могут столкнуться при игре в паре?
( нужно хорошо знать текст, правильно выполнять ритмические задания, ритмично взаимодействовать в паре).
— Конечно, такие пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста.
А сейчас я вам предлагаю спеть кубанские плясовые припевки, и насладится неповторимым кубанским колоритом. Возьмите, пожалуйста, слова припевок и пойте согласно порядковому номеру, куплетов много, поем по очереди, а припев все вместе.
1. Лодочка — моторочка,
По воде качается.
Подошел ко мне Ванюша,
В любви объясняется.
2. Мы под яблонькой сидели,
Яблочки- на веточке
Нет на свете мне милее,
Ванюшеньки- деточки.
ПРИПЕВ
Ванина сорочка вышита цветочком,
А кто ему вышивал? — Бабы Мани дочка.
3. Давай, милый, посидим
Плечико о плечико.
У тебя и у меня,
Так болит сердечико.
4. Я по улице гуляла,
Там Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал,-
Курица обидела.
ПРИПЕВ
Ванина сорочка вышита цветочком,
А кто ему вышивал? — Бабы Мани дочка.
5. Я купила петуха,
Такой голосистый.
Мой миленок не богатый,
Но такой форсистый.
6. Ты играй, играй, мой милый,
Растяни тальяночку.
Не люби богатую,
А люби крестьяночку.
ПРИПЕВ
Ванина сорочка вышита цветочком,
А кто ему вышивал? — Бабы Мани дочка.
7. Говорят, что я бедова.
Я не стану отрицать.
На гуляньи я весела,
И в работе не догнать.
8. Я носила, носить буду
Красные ботиночки.
Я любила, любить буду
Ванечку- картиночку.
ПРИПЕВ
9. Любит мой миленочек
Серую фуражку.
Глаза — кари, чуб- волной,
Душа — нараспашку.
— Судя по вашему исполнению, вы получили огромное удовольствие и положительный заряд.
Таких кубанских припевок великое множество, и очень важно привлекать детей петь припевки : яркая музыка, веселые шуточные слова побуждают детей к творчеству, желанию выступать перед публикой, помогут раскрепоститься несмелым детям, и насладиться результатом.
А сейчас пришла пора поиграть, ведь именно игра является неотъемлемой частью дошкольного воспитания и музыкального в том числе. Я предлагаю нам всем поиграть в русскую народную игру, и проявить свои творческие способности. А игра называется » Как у дяди Трифона».
Предлагаю всем встать в круг, а дядю Трифона выбрать считалочкой:
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди,
И замочек отомкни.
И так, дядюшка Трифон становится в середину круга, а мы поем на мелодию р.н.п. » Ах, вы сени, мои сени», и выполняем соответствующие движения.
1. Как у дяди Трифона было семеро детей,
Было семеро детей, было семь сыновей. ( Все идут по кругу, Трифон выполняет любые несложные движения).
Вот с такими вот глазами,
Вот с такими вот ушами,
Вот с такой вот головой,
Вот с такой вот бородой. ( показывают по тексту).
И не пили, и не ели, — все хлопают
Все на дядюшку глядели, — Трифон делает смешную фигуру
Все на дядюшку глядели,
Разом делали- вот так. — все в точности повторяют.
Благодарю всех за проявленное творчество и за участие в мастер- классе. И в заключение я хочу вам прочитать замечательное стихотворение Геннадия Серебрякова. Хотелось бы, чтобы вы почувствовали , как эти замечательные стихи перекликаются с нашим сегодняшним мероприятием.
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле. то ли в лесе мглистом?
В радости ли, в боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи откуда, грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась, с самого начала?
Как же ты явилась? Как же зазвучала?
Пролетели утки- уронили дудки,
Пролетели гуси- уронили гусли.
Их порою вешней нашли — не удивились,
Ну а песня? С песней на Руси родились.
Список литературы:
Бойко И.Н. » Плясовые припевки Кубани» фольклорно- творческий центр народов Северного Кавказа 2003г.
Мальцева И.В. » Пальчиковые игры для детей» Издательская группа
» Азбука- Классика» 2013г.
Ирина Бодраченко » Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет». Москва , Айрис- пресс 2015г.